|
|
О проекте Информация Оставить отзыв Контакты Реклама на сайте
// Информация / Статьи / Слушателям / МВА: «Сделано в России»
Любая организация – будь то небольшая компания, транснациональный холдинг или государственная машина – это иерархическая управленческая структура. Есть руководитель, топ-менеджеры - управленцы высшего разряда, управленческий аппарат среднего звена и т.п. Бизнес-образование, конечный результат получения которого – присвоение степени МВА, до сих пор во всем мире считается лучшим способом подготовки тех, кто должен правильно дергать за управленческие ниточки.
Российское – значит, специфическое Западному бизнес-образованию более 130 лет. Это убеленный сединами, чрезвычайно опытный, здоровый, респектабельный и дорогой «господин», который абы с кем не якшается - предпочитает общение с четко очерченными кругом людей. Отечественному образованию для предпринимателей нет еще и 20 лет. Этот экземпляр, однако, отнюдь не легкомысленный мальчишка. Не по годам развит, прагматичен, имеет кое-какие накопления, знает, чего хочет получить от жизни. Опыта и связей у него маловато, зато карьерных амбиций – хоть отбавляй. Старается заслужить доверие европейских, в первую голову, коллег, страдает отсутствием времени. В США, к примеру, функционирует более 800 бизнес-школ. В Англии каждый университет имеет свою бизнес-школу. В России на данный момент не более 90 учебных заведений (вместе со столичными филиалами), специализирующихся на подготовке дипломированных бизнесменов. В той же Америке бизнес-школы разбросаны по всей стране, многие из них расположены в небольших живописных университетских городках. В нашей стране бизнес пока кучкуется в столице. Конечно, и регионы подтягиваются – бизнес-элита есть повсюду. Но факт остается фактом: в Москве действует 44 бизнес-школы, в Санкт-Петербурге – 10. По две школы в Самаре и Екатеринбурге, по одной – в Казани, Нижнем Новгороде, Иркутске. Остальные – филиалы московских или питерских учебных заведений.
Точечные удары по бизнес-неграмотности Страна остро нуждается в высококлассных управленцах. Бизнес-школы всегда занимались в первую очередь подготовкой специалистов в сфере общего менеджмента. Однако в последнее время появилось немало специализированных программ, порой весьма необычных, например, для виноделов или футбольных менеджеров. У нас пока настолько узких МВА нет, но тенденция к специализированной подготовке тоже просматривается.
Специализации в российских бизнес-школах Менеджмент в финансах/Банковский менеджмент – 17 программ. Маркетинг – 9 программ. Глобальный менеджмент – 8 Менеджмент в производстве – 7 Менеджмент в IT-сфере – 6 HR-менеджмент – 6 Инновационный менеджмент – 4 Гостиничный менеджмент – 3 Менеджмент в отрасли нефть и газ – 2 Менеджмент в недвижимости – 2 Менеджмент в логистике – 2 Торговая политика и право – 2 Предпринимательство – 2 Менеджмент в медицине – 1
Бег за лидером Бизнес-образование направлено главным образом на практику. «Студенту», заплатившему немалые деньги за бизнес-обучение, важно получить готовые ответы – решения задач реального бизнеса. Теория важна, но в значительно меньшей степени. Увы, у нас пока очень не хватает преподавателей-практиков, кого в первую голову хотят видеть на лекторской трибуне студенты-коммерсанты. Тут нужны – без громких слов – люди-легенды, харизматические Учителя бизнеса. У нас немало сейчас капитанов бизнеса – и в сфере финансов, и организаторов производства, торговли. Но преподавать они не идут. Ведущие отечественные бизнес-школы стараются сотрудничать с западными университетами, создают совместные программы. Но ведь суть в том, что наши школы кардинально пока отличаются от зарубежных. Тамошние школы экспортируют свои наработки в сфере бизнеса. От 60 до 90% студентов в этих школах – иностранцы. Наши школы изначально ориентированы на создание прослойки отечественных управленцев. Почти 80% выпускников российских школ для бизнесменов собираются жить и работать дома. Лидером отечественного бизнес-образования, без сомнения, является Академия народного хозяйства при российском правительстве. В АНХ действуют 24 программы МВА, в том числе три – Executive МВА. У каждой программы – своя особенность: здесь есть курсы по финансам, евроменеджменту, инновационному и проектному менеджменту, по управлению недвижимостью, совместные российско-французские и российско-немецкие МВА. 18 программ МВА (в том числе Executive) предлагает Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС. Шесть программ разработаны ГУ - Высшей школой экономики. В авангарде также Государственный университет управления, Финансовая академия, РЭА им. Плеханова, Высшая коммерческая школа и Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли России.
Найдите десять отличий Что МВА крайне необходима для успешного ведения бизнеса и завоевания своего места на бизнес-поле, у нас поняли давно. Но учиться все же, как показывают опросы, предпочитают скорее молодые и рьяные, нежели умудренные опытом. По данным последнего исследования рынка бизнес-образования, проведенного компанией Begin Group, свыше половины студентов российских программ МВА - это молодые люди в возрасте от 21 до 25 лет. Не свыше пятой части учащихся – 26-30-летние управленцы. Лишь 9-10 % из них - в возрасте 31-35 лет. А тех, кому под 40, – всего четыре процента. Зато обучающихся на МВА 20-летних юношей и девушек – 12 %! А ведь МВА предполагает наличие достаточного управленческого опыта. Любая бизнес-школа требует при поступлении хотя бы двухлетнего управленческого стажа. Это какой же такой стаж у человека в 20 лет? С 18 работает, одновременно учась? Да, это может быть. Дело тут еще в том, что всего-то у нас на МВА обучается 9-10 тысяч человек. Среди МВА-молодежи – дети генералов от коммерции. А вот самих генералов за партой не видать. Что, слишком либеральны наши бизнес-школы к поступающим? А куда деваться-то? Если зарубежные школы составляют вступительные тесты таким образом, чтобы отсеять часть претендентов – ибо «олененок маленький и на всех не хватит», отечественные учебные заведения от бизнеса не могут себе позволить отказаться от денег потенциальных студентов. Они должны зарабатывать. Вспомним и о том, что бизнес-образование – затея очень дорогая. Эта плата за вступление в некую закрытую ассоциацию – касту директоров, управленцев-повелителей. Западные цены несоизмеримо выше российских. Менее $20 тыс. обучение за кордоном и не стоит. В более или менее престижной бизнес-школе надо выложить от $40-50 тыс. за обучение. 100 тысяч зеленых – это еще не самый высокий ценовой предел. А у нас в среднем курс обучения стоит 150-200 тыс. руб. Что, конечно, тоже бывает непосильной ношей для части претендентов.
Стоимость программ МВА
За программы МВА – в первую очередь специалистов интересуют курсы финансового менеджмента, затем с большим отрывом следуют программы инвестиционного менеджмента, менеджмента в сфере информационных технологий, маркетинга, логистики – наши люди готовы выкладывать в среднем 300-400 тыс. руб. На дешевые программы – от 100 до 200 тыс., как ни странно, охотников гораздо меньше.
Глядя прямо в лицо Вот посмотрите. Например, МВА «Финансы» Высшей школы менеджмента АНХ стоит 477 тыс. руб. Курс обучения рассчитан на 26 месяцев. Обучение вечернее – 6 семестров или модульное – 9 сессий по полторы недели каждая. МВА «Менеджмент – международный бизнес» Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства потянет на 420 тыс. Здесь придется учиться 1,5 года по «дневной» схеме» и два – по «вечерней». МВА «Логистика и управление цепями поставок» ГУ-ВШЭ обойдется в 450 тыс. за 2,5 года бизнес-образования. Учиться придется заочно по модульной системе. А вот программа МВА «Управление производством» Московского государственного технического университета «СТАНКИН» стоит «недорого» - 204 тыс. руб. Цифры, факты – упрямая эта материя. Против фактов не попрешь. Наше бизнес-образование неуклонно развивается. Ценность ему придает увеличивающийся год от года объем «кейс-стади» – практических занятий по предпринимательству с разбором конкретных бизнес-программ солидных отечественных компаний. Российское бизнес-образование обрастает традициями. У него свое лицо. Ориентация на западные стандарты? Скорее, акцент: представьте себе русского грузина. Он всю жизнь прожил в России, но избавиться от грузинского прононса так и не сумел. Ну и что? Он свой, и мы его прекрасно понимаем. С другой стороны, Россия, как никакая другая держава, способная растворять в себе и себе же на пользу чужой опыт. Растворим и преумножим. Имеем полное право. В статье использованы статистические данные, предоставленные компанией Begin Group Врезы: Бизнес-образование во всем мире считается лучшим способом подготовки высшего управленческого звена Учиться по бизнес-программам в России предпочитают скорее молодые и рьяные, нежели умудренные опытом В более или менее престижной бизнес-школе за обучение надо выложить от $40-50 тыс. Отношение российских работодателей к выпускникам МВА Участники исследования: Из них 75% - российские, 19% - западные и 6% - совместные. Число компаний – 97. География – Москва. Сфера деятельности:
- Финансовые структуры - 19%
Сферы обслуживания - 11%
% компаний, имеющих в штате выпускников МВА - 67 % компаний, имеющих сотрудников, получающих МВА - 27
На каких позициях работают выпускники МВА Только топ-менеджеры - 61%* Руководители среднего звена - 16% Руководители высшего и среднего звена - 18%
* процент компаний-участников опроса
Сферы деятельности, в которых заняты выпускники МВА- Управление персоналом -16%
- Информационные технологии – 15%
Важно ли для вас наличие у кандидата степени МВА?- Не имеет решающего значения - 63%
- Не важно при наличии должного опыта работы - 17%
- Да, это дает кандидату ощутимое преимущество перед конкурентами – 17%
Влияет ли на карьеру наличие у сотрудника степени МВА?- Да, если это отражается на эффективности их работы - 28%
- Да, это дает ощутимые карьерные преимущества - 15%
Направляете ли вы своих сотрудников на обучение по программам МВА? Да – 25% Нет – 75%
Кто оплачивает обучение? Критерии выбора бизнес-образования Почему вы решили поступать на программу MBA? 1) Развитие карьеры – 59% 2) Возможность увеличения дохода после получения степени MBA – 22% 3) Приобретение полезных связей – 19% 4) Желание открыть собственный бизнес – 19% 5) Интерес к смене сферы деятельности – 15% 6) Систематизация имеющихся знаний – 12% 7) Необходимость решения конкретных проблем бизнеса – 12% 8) Другое – 2% Вас интересуют: 9) Программы общего и стратегического менеджмента – 55% 10) Программы с более узкой предметной специализацией – 36% 11) Программы с отраслевой специализацией – 9% Интересующая предметная специализация 1) Финансовый менеджмент – 43% 2) Инвестиционный менеджмент – 14% 3) IT-менеджмент – 12% 4) Маркетинг – 12% 5) Логистика – 11% 6) Другое – 8% В какой стране вы планируете проходить обучение? Предпочитаемая страна обучения за рубежом 1) США – 29% 2) Великобритания – 26% 3) Германия – 12% 4) Канада – 9% 5) Франция – 9% 6) Швеция – 6% 7) Словения – 3% 8) Испания – 3% 9) Дания – 3% Если вы планируете получать бизнес-образование в России, то какой диплом вас интересует- Два диплома – 54%
- Западный диплом – 24%
- Российский диплом – 22%
Оцените степень значимости каждого из предложенных факторов при выборе бизнес-школы по пятибалльной шкале: 1 – не важно… 5 – очень важно. 1) Содержание программ (специализация) – 4,7 2) Преподаватели – 4,7 3) Наличие у программы зарубежной аккредитации – 4,4 4) Репутация школы – 4,4 5) Имя и репутация вуза, при котором существует бизнес-школа – 4,3 6) Возможность получить зарубежный диплом MBA – 4,2 7) Форма обучения – 3,9 8) Стоимость обучения – 3,9 9) Возможность пройти программу на иностранном языке – 3,8 10) Возможность изучить иностранный язык в процессе обучения – 3,8 11) Продолжительность обучения – 3,7 12) Количество курсов по выбору – 3,4 13) Состав слушателей – 3,4 14) Возможность получить российский государственный диплом MBA – 3,3 15) Местоположение бизнес-школы – 3 Какие преподаватели должны преобладать в бизнес-школе? - Преподаватели-практики – 86%
- Иностранные преподаватели – 31%
- Преподаватели с докторскими и кандидатскими учеными степенями – 25%
- Преподаватели с публикациями собственных учебников и монографий – 3%
Сколько Вы готовы заплатить за весь курс MBA в России? Сколько Вы готовы заплатить за весь курс MBA за рубежом? Предпочитаемый состав слушателей- Чем разнообразнее состав слушателей, тем лучше – 66%
- Люди, работающие в той же сфере, что и Вы – 31%
- Люди, работающие в другой сфере – 3%
Какая форма обучения вас интересует? - Вечерняя (3–4 раза в неделю по вечерам + субботы) – 58%
- Индивидуальный план – 19%
- Дистанционная (через Интернет) – 17%
Какая продолжительность обучения для вас наиболее приемлема? На каких языках вы хотели бы проходить обучение? Требования к статусу бизнес-школы?- Да, это должна быть бизнес-школа на базе вуза – 44%
- Нет, это не имеет значения – 41%
- Да, это должна быть самостоятельная бизнес-школа – 15%
Проблемы, связанные с получением бизнес-образования: 1) Нет – 9% 2) Трудности с совмещением работы и обучения – 46% 3) Недостаточность средств на обучение – 42% 4) Сдача TOEFL – 22% 5) Выбор бизнес-школы – 17% 6) Сдача GMAT – 15% 7) Предоставление рекомендаций – 12% 8) Написание эссе – 9% 9) Выбор специализации – 7%
Планируемый заработок после получения MBA После получения вы планируете работать: Если вы планируете остаться в России, то в какой компании хотите работать:- В российской или СНГ – 18%
Возраст опрашиваемых Пол Принадлежность вашей компании: Размер компании: Сфера деятельности компании: Автор: Владимир Ратманский
Источник: Обучение.ру
К списку статей
|
|
|