МВА: «Сделано в России»
Любая организация – будь то небольшая компания, транснациональный холдинг или государственная машина – это иерархическая управленческая структура. Есть руководитель, топ-менеджеры - управленцы высшего разряда, управленческий аппарат среднего звена и т.п. Бизнес-образование, конечный результат получения которого – присвоение степени МВА, до сих пор во всем мире считается лучшим способом подготовки тех, кто должен правильно дергать за управленческие ниточки.
Российское – значит, специфическое
Западному бизнес-образованию более 130 лет. Это убеленный сединами, чрезвычайно опытный, здоровый, респектабельный и дорогой «господин», который абы с кем не якшается - предпочитает общение с четко очерченными кругом людей.
Отечественному образованию для предпринимателей нет еще и 20 лет. Этот экземпляр, однако, отнюдь не легкомысленный мальчишка. Не по годам развит, прагматичен, имеет кое-какие накопления, знает, чего хочет получить от жизни. Опыта и связей у него маловато, зато карьерных амбиций – хоть отбавляй. Старается заслужить доверие европейских, в первую голову, коллег, страдает отсутствием времени.
В США, к примеру, функционирует более 800 бизнес-школ. В Англии каждый университет имеет свою бизнес-школу. В России на данный момент не более 90 учебных заведений (вместе со столичными филиалами), специализирующихся на подготовке дипломированных бизнесменов. В той же Америке бизнес-школы разбросаны по всей стране, многие из них расположены в небольших живописных университетских городках. В нашей стране бизнес пока кучкуется в столице. Конечно, и регионы подтягиваются – бизнес-элита есть повсюду. Но факт остается фактом: в Москве действует 44 бизнес-школы, в Санкт-Петербурге – 10. По две школы в Самаре и Екатеринбурге, по одной – в Казани, Нижнем Новгороде, Иркутске. Остальные – филиалы московских или питерских учебных заведений.
Точечные удары по бизнес-неграмотности
Страна остро нуждается в высококлассных управленцах. Бизнес-школы всегда занимались в первую очередь подготовкой специалистов в сфере общего менеджмента. Однако в последнее время появилось немало специализированных программ, порой весьма необычных, например, для виноделов или футбольных менеджеров. У нас пока настолько узких МВА нет, но тенденция к специализированной подготовке тоже просматривается.
Специализации в российских бизнес-школах
Менеджмент в финансах/Банковский менеджмент – 17 программ.
Маркетинг – 9 программ.
Глобальный менеджмент – 8
Менеджмент в производстве – 7
Менеджмент в IT-сфере – 6
HR-менеджмент – 6
Инновационный менеджмент – 4
Гостиничный менеджмент – 3
Менеджмент в отрасли нефть и газ – 2
Менеджмент в недвижимости – 2
Менеджмент в логистике – 2
Торговая политика и право – 2
Предпринимательство – 2
Менеджмент в медицине – 1
Бег за лидером
Бизнес-образование направлено главным образом на практику. «Студенту», заплатившему немалые деньги за бизнес-обучение, важно получить готовые ответы – решения задач реального бизнеса. Теория важна, но в значительно меньшей степени.
Увы, у нас пока очень не хватает преподавателей-практиков, кого в первую голову хотят видеть на лекторской трибуне студенты-коммерсанты. Тут нужны – без громких слов – люди-легенды, харизматические Учителя бизнеса. У нас немало сейчас капитанов бизнеса – и в сфере финансов, и организаторов производства, торговли. Но преподавать они не идут.
Ведущие отечественные бизнес-школы стараются сотрудничать с западными университетами, создают совместные программы. Но ведь суть в том, что наши школы кардинально пока отличаются от зарубежных. Тамошние школы экспортируют свои наработки в сфере бизнеса. От 60 до 90% студентов в этих школах – иностранцы. Наши школы изначально ориентированы на создание прослойки отечественных управленцев. Почти 80% выпускников российских школ для бизнесменов собираются жить и работать дома.
Лидером отечественного бизнес-образования, без сомнения, является Академия народного хозяйства при российском правительстве. В АНХ действуют 24 программы МВА, в том числе три – Executive МВА. У каждой программы – своя особенность: здесь есть курсы по финансам, евроменеджменту, инновационному и проектному менеджменту, по управлению недвижимостью, совместные российско-французские и российско-немецкие МВА.
18 программ МВА (в том числе Executive) предлагает Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС. Шесть программ разработаны ГУ - Высшей школой экономики. В авангарде также Государственный университет управления, Финансовая академия, РЭА им. Плеханова, Высшая коммерческая школа и Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли России.
Найдите десять отличий
Что МВА крайне необходима для успешного ведения бизнеса и завоевания своего места на бизнес-поле, у нас поняли давно. Но учиться все же, как показывают опросы, предпочитают скорее молодые и рьяные, нежели умудренные опытом. По данным последнего исследования рынка бизнес-образования, проведенного компанией Begin Group, свыше половины студентов российских программ МВА - это молодые люди в возрасте от 21 до 25 лет. Не свыше пятой части учащихся – 26-30-летние управленцы. Лишь 9-10 % из них - в возрасте 31-35 лет. А тех, кому под 40, – всего четыре процента. Зато обучающихся на МВА 20-летних юношей и девушек – 12 %! А ведь МВА предполагает наличие достаточного управленческого опыта. Любая бизнес-школа требует при поступлении хотя бы двухлетнего управленческого стажа. Это какой же такой стаж у человека в 20 лет? С 18 работает, одновременно учась? Да, это может быть. Дело тут еще в том, что всего-то у нас на МВА обучается 9-10 тысяч человек. Среди МВА-молодежи – дети генералов от коммерции. А вот самих генералов за партой не видать.
Что, слишком либеральны наши бизнес-школы к поступающим? А куда деваться-то? Если зарубежные школы составляют вступительные тесты таким образом, чтобы отсеять часть претендентов – ибо «олененок маленький и на всех не хватит», отечественные учебные заведения от бизнеса не могут себе позволить отказаться от денег потенциальных студентов. Они должны зарабатывать. Вспомним и о том, что бизнес-образование – затея очень дорогая. Эта плата за вступление в некую закрытую ассоциацию – касту директоров, управленцев-повелителей. Западные цены несоизмеримо выше российских. Менее $20 тыс. обучение за кордоном и не стоит. В более или менее престижной бизнес-школе надо выложить от $40-50 тыс. за обучение. 100 тысяч зеленых – это еще не самый высокий ценовой предел. А у нас в среднем курс обучения стоит 150-200 тыс. руб. Что, конечно, тоже бывает непосильной ношей для части претендентов.
Стоимость программ МВА
За программы МВА – в первую очередь специалистов интересуют курсы финансового менеджмента, затем с большим отрывом следуют программы инвестиционного менеджмента, менеджмента в сфере информационных технологий, маркетинга, логистики – наши люди готовы выкладывать в среднем 300-400 тыс. руб. На дешевые программы – от 100 до 200 тыс., как ни странно, охотников гораздо меньше.
Глядя прямо в лицо
Вот посмотрите. Например, МВА «Финансы» Высшей школы менеджмента АНХ стоит 477 тыс. руб. Курс обучения рассчитан на 26 месяцев. Обучение вечернее – 6 семестров или модульное – 9 сессий по полторы недели каждая. МВА «Менеджмент – международный бизнес» Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства потянет на 420 тыс. Здесь придется учиться 1,5 года по «дневной» схеме» и два – по «вечерней». МВА «Логистика и управление цепями поставок» ГУ-ВШЭ обойдется в 450 тыс. за 2,5 года бизнес-образования. Учиться придется заочно по модульной системе. А вот программа МВА «Управление производством» Московского государственного технического университета «СТАНКИН» стоит «недорого» - 204 тыс. руб.
Цифры, факты – упрямая эта материя. Против фактов не попрешь. Наше бизнес-образование неуклонно развивается. Ценность ему придает увеличивающийся год от года объем «кейс-стади» – практических занятий по предпринимательству с разбором конкретных бизнес-программ солидных отечественных компаний. Российское бизнес-образование обрастает традициями. У него свое лицо. Ориентация на западные стандарты? Скорее, акцент: представьте себе русского грузина. Он всю жизнь прожил в России, но избавиться от грузинского прононса так и не сумел. Ну и что? Он свой, и мы его прекрасно понимаем. С другой стороны, Россия, как никакая другая держава, способная растворять в себе и себе же на пользу чужой опыт. Растворим и преумножим. Имеем полное право.
В статье использованы статистические данные, предоставленные компанией Begin Group
Врезы:
Бизнес-образование во всем мире считается лучшим способом подготовки высшего управленческого звена
Учиться по бизнес-программам в России предпочитают скорее молодые и рьяные, нежели умудренные опытом
В более или менее престижной бизнес-школе за обучение надо выложить от $40-50 тыс.
Отношение российских работодателей к выпускникам МВА
Участники исследования:
Из них 75% - российские, 19% - западные и 6% - совместные.
Число компаний – 97.
География – Москва.
Сфера деятельности:
- Финансовые структуры - 19%
Сферы обслуживания - 11%
% компаний, имеющих в штате выпускников МВА - 67
% компаний, имеющих сотрудников, получающих МВА - 27
На каких позициях работают выпускники МВА
Только топ-менеджеры - 61%*
Руководители среднего звена - 16%
Руководители высшего и среднего звена - 18%
* процент компаний-участников опроса
Сферы деятельности, в которых заняты выпускники МВА
- Управление персоналом -16%
- Информационные технологии – 15%
Важно ли для вас наличие у кандидата степени МВА?
- Не имеет решающего значения - 63%
- Не важно при наличии должного опыта работы - 17%
- Да, это дает кандидату ощутимое преимущество перед конкурентами – 17%
Влияет ли на карьеру наличие у сотрудника степени МВА?
- Да, если это отражается на эффективности их работы - 28%
- Да, это дает ощутимые карьерные преимущества - 15%
Направляете ли вы своих сотрудников на обучение по программам МВА?
Да – 25%
Нет – 75%
Кто оплачивает обучение?
Критерии выбора бизнес-образования
Почему вы решили поступать на программу MBA?
1) Развитие карьеры – 59%
2) Возможность увеличения дохода после получения степени MBA – 22%
3) Приобретение полезных связей – 19%
4) Желание открыть собственный бизнес – 19%
5) Интерес к смене сферы деятельности – 15%
6) Систематизация имеющихся знаний – 12%
7) Необходимость решения конкретных проблем бизнеса – 12%
8) Другое – 2%
Вас интересуют:
9) Программы общего и стратегического менеджмента – 55%
10) Программы с более узкой предметной специализацией – 36%
11) Программы с отраслевой специализацией – 9%
Интересующая предметная специализация
1) Финансовый менеджмент – 43%
2) Инвестиционный менеджмент – 14%
3) IT-менеджмент – 12%
4) Маркетинг – 12%
5) Логистика – 11%
6) Другое – 8%
В какой стране вы планируете проходить обучение?
Предпочитаемая страна обучения за рубежом
1) США – 29%
2) Великобритания – 26%
3) Германия – 12%
4) Канада – 9%
5) Франция – 9%
6) Швеция – 6%
7) Словения – 3%
8) Испания – 3%
9) Дания – 3%
Если вы планируете получать бизнес-образование в России, то какой диплом вас интересует
- Два диплома – 54%
- Западный диплом – 24%
- Российский диплом – 22%
Оцените степень значимости каждого из предложенных факторов при выборе бизнес-школы по пятибалльной шкале:
1 – не важно… 5 – очень важно.
1) Содержание программ (специализация) – 4,7
2) Преподаватели – 4,7
3) Наличие у программы зарубежной аккредитации – 4,4
4) Репутация школы – 4,4
5) Имя и репутация вуза, при котором существует бизнес-школа – 4,3
6) Возможность получить зарубежный диплом MBA – 4,2
7) Форма обучения – 3,9
8) Стоимость обучения – 3,9
9) Возможность пройти программу на иностранном языке – 3,8
10) Возможность изучить иностранный язык в процессе обучения – 3,8
11) Продолжительность обучения – 3,7
12) Количество курсов по выбору – 3,4
13) Состав слушателей – 3,4
14) Возможность получить российский государственный диплом MBA – 3,3
15) Местоположение бизнес-школы – 3
Какие преподаватели должны преобладать в бизнес-школе?
- Преподаватели-практики – 86%
- Иностранные преподаватели – 31%
- Преподаватели с докторскими и кандидатскими учеными степенями – 25%
- Преподаватели с публикациями собственных учебников и монографий – 3%
Сколько Вы готовы заплатить за весь курс MBA в России?
Сколько Вы готовы заплатить за весь курс MBA за рубежом?
Предпочитаемый состав слушателей
- Чем разнообразнее состав слушателей, тем лучше – 66%
- Люди, работающие в той же сфере, что и Вы – 31%
- Люди, работающие в другой сфере – 3%
Какая форма обучения вас интересует?
- Вечерняя (3–4 раза в неделю по вечерам + субботы) – 58%
- Индивидуальный план – 19%
- Дистанционная (через Интернет) – 17%
Какая продолжительность обучения для вас наиболее приемлема?
На каких языках вы хотели бы проходить обучение?
Требования к статусу бизнес-школы?
- Да, это должна быть бизнес-школа на базе вуза – 44%
- Нет, это не имеет значения – 41%
- Да, это должна быть самостоятельная бизнес-школа – 15%
Проблемы, связанные с получением бизнес-образования:
1) Нет – 9%
2) Трудности с совмещением работы и обучения – 46%
3) Недостаточность средств на обучение – 42%
4) Сдача TOEFL – 22%
5) Выбор бизнес-школы – 17%
6) Сдача GMAT – 15%
7) Предоставление рекомендаций – 12%
8) Написание эссе – 9%
9) Выбор специализации – 7%
Планируемый заработок после получения MBA
После получения вы планируете работать:
Если вы планируете остаться в России, то в какой компании хотите работать:
- В российской или СНГ – 18%
Возраст опрашиваемых
Пол
Принадлежность вашей компании:
Размер компании:
Сфера деятельности компании:
Автор: Владимир Ратманский
Источник: Обучение.ру